опыт
для города
Опыт – структурированные (не всегда отрефлексированные) знания, культурные практики, которые являются результатом деятельности разных поколений. Традиции, язык, система принятия решений, этические нормы – все это формирует кемеровскую культуру.

Уникальный опыт для городов — это ответ на вопросы: «Зачем мы тут живем? Зачем тут жили наши предки?»

ОСОБЫЙ ТРУД

Особый, тяжелый труд кемеровчан (работа на шахтах, заводах) сформировал опыт "всего мы можем добиться коллективным трудом". Отсюда и коллективизм в характере жителей (о котором писали выше).

"Когда мы приезжали из Кузбасса на Юг в любое место отдыхать, нас встречали с трапа самолета и несли на руках. Потому что, во-первых, был авторитет, потом еще в Кузбассе в 70х-80е годы, потому что мы были обеспеченные шахтеры. Сейчас если парт билет показать, зарплата была у шахтеров 700, 800, 900 и 1000 рублей, у меня парт билет сохранился, я его не сдал. Понимаете, поэтому, если только сейчас услышишь кто в Кузбасса, встречали и вели, «Только у меня будете жить», хотя только копейки все время стоило. То есть, авторитет человека, работающего в Кузбассе, в прежде очередь рабочего человека, работающего, сегодня работающего человека никакой формации ни в прессе, нигде нет. Раньше любой, любая передовица газеты начиналась с бригады, с трудовой бригады, потом какой рекорд"

"Обычный, тем более сибирский характер, который сказал – нужно сделать. А не так ходить как говориться ходить полугом, это же всё от шахтеров пошло. Кузбасс начался с чего? Со строительства шахт, это в начале там, початок был шахт, а первый уголь начали добывать в Анжеро-Судженске начали добывать шахта Мехельсон в 1897 году. И вот началось и поэтому и развитие пошло. Потом началось. Кемерово кольчугино Прокопьевск Белово и так далее и в конце во время войны начали строить Междуреченск и всё это выработало такой характере который чтобы вот ты знаешь о солнце, если ты в шахте то не был? Если ходишь солнце с утра. Только тот ценит солнце весыкое небо, кто поднялся с зарей на гора. Вот отсюда и характер той имеется"

КЕМЕРОВСКАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ

Сами кемеровчане уверены - чувство справедливости у них в крови. И эта справедливость тоже пришла от шахтеров. Именно здесь, в Кузбассе, в конце 80-х во имя справедливости шахтеры устраивали забастовки.

Рабочие предъявили около 20 экономических требований (повышение дополнительной оплаты за вечерние и ночные смены и пособий семьям погибших шахтеров, совершенствование механизации и техники безопасности, улучшение снабжения, расширение строительства жилья, благоустройство городов).
А вот, что сейчас пишут о себе кемеровчане:

"Люди, которые считают критерием правильного поведения справедливость"

"Спокойные, доброжелательные, но если довести сплоченные и готовые противостоять несправедливости. Не очень культурные"

"Рассудительные, здравомыслящие, любящие справедливость"

"Нечадолюбивы, дружны, активны, суровы, выносливы, сдержаны, терпеливы, трудолюбивы, ответственны, "медленно запрягают, но быстро едут", цельные, строгие, суровые, но справедливые люди"

"Достаточно закрытые. Суровые. Ценящие справедливость и установленные правила. Сильные духом"


КОЛЛЕКТИВНАЯ СОЛИДАРНОСТЬ

И все оттуда же - от эпохи шахтерских коллективов нам досталась солидарность - умение быстро почувствовать и синхронизироваться с другими участниками сообщества.


ГЕРМЕТИЧНОСТЬ

Способность сохранять что-то долгое время неизменным (как на уровне региона-города, так и на уровне человека-личности). Мышление по-кемеровски - это медленное накопление полезного опыта на уровне чувств и быстрая коллективная солидаризация для его реализации. То есть Кемерово не может быстро разворачиваться или двигаться в разные стороны. В город заложена моно-идея, но эта идея внутри может состоять из множества разрозненных идей и возможностей.


ОПЫТ - БЫСТРОЕ СОЗДАНИЕ УТОПИИ

Кемерово быстро возник/был спроектирован/построен и обжит. Это утопия, которая реализовалась. Такой сценарий свойственен для многих индустриальных городов.


КЕМЕРОВСКИЙ ПЕРФЕКЦИОНИЗМ

Наш запрос на идеалистичность не учитывает реальной ситуации и именно "советские идеалы" все еще мешают городскому мышлению начать работать с реальностью. А создание "идеалов" город делегировал/не вернул еще себе, то есть не присвоил себе право думать про будущее самостоятельно, все еще "кто-то должене прийти и сделать нам новое", а мы скажем "хорошо/не хорошо".


КОСМИЗМ

В анкетах сами кемеровчане неоднократно писали, что кемеровский космизм - это не только про классический космос: про Леонова, про звезды, про планеты. А скорее про наш уникальный опыт и характер.

Это про "комбинацию опыта взаимодействия различных культур: про АИК и отборных людей, которые со всего СССР, строили Кузбасс, про характерные для космоса психологические особенности характера кемеровчан (солидарность, суровость, интровертность и любопытство). Космизм - это и про дух первооткрывателей (фронтирство сибиряков), про быстрое возведение "идеального" города, как идеальной колонии человечества на новой планете".


А что сейчас? Возможно, вместо угля пришло время выбирать: каким может быть кемеровский выход в открытый космос?