Сделай по-кемеровски

о проекте

идентичный кемерово

Больше фотографий в наших социальных сетях VK и Telegram
ИДЕЯ
ПРОЕКТА
Проблема в том, что Кемерово - классный город, но многие в этом сомневаются. Почему? Потому что мы до конца не понимаем, что в нем особенного и не соотносим себя с ним.

Говоря об идентичности мы имеем ввиду совокупность уникальных характеристик, смыслы, историю, опыт, ландшафт, и то, как жители понимают и воспринимают свой город и соотносят себя с ним.

Мы хотим, чтобы в Кемерове было по-кемеровски: фасады домов, украшения улиц. Чтобы все, что здесь появится в будущем, было близко его жителям, а не какому-то очередному "московскому дизайнеру"?

Мы надеемся, что вдохновим людей, изменим их отношение к городу.

Поэтому главная задача, которую мы ставили перед проектом, — узнать, как это "по-кемеровски" и научиться это использовать
КАК ИСКАЛИ
ИДЕНТИЧНОСТЬ
КЕМЕРОВА
Искать идентичность, уникальность города решили не спеша - поэтапно. Нам было важно, чтобы его внешний облик менялся с учетом мнений как минимум нескольких тысяч жителей.

При работе над моделью идентичности города мы использовали методологию урбаниста, основателя сети Центров Прикладной Урбанистики Святослава Мурунова.

Мы запустили масштабное анкетирование — попросили самих жителей рассказать о себе, о своем ощущении города, воспоминаниях, про легенды, мифы и поговорки, про то, чего им не хватает, что они хотят здесь изменить.

2002 кемеровчанина поделились своим мнением — так начала вырисовываться идентичность.

Параллельно мы проводили опрос четырех фокус-групп. Мы хотели глубоко погрузиться в восприятие города культурологами, историками, журналистами, людьми старшего возраста (не все из них могут заполнить анкеты), школьниками...
Святослав Мурунов
Кто сделает
по-кемеровски?
Мы начали собирать дизайнеров, хендмейдеров, мастеров, художников, чтобы заинтересовать их темой идентичности. Ведь нужны были люди, которые будут создавать те самые новые объекты "по-кемеровски". Мы ходили на выставки, спрашивали знакомых, много гуглили и собрали десятки таких людей. Им презентовали проект.

Спустя полтора месяца анкетирование завершилось. Все данные мы передали в руки социологов и урбанистов для анализа.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА →
Следующим этапом стал
проектный семинар
Когда исследование было завершено, мы пригласили горожан встретиться очно, чтобы рассказать им, как работает Модель идентичности, как ее применяют в других городах, обсудить уникальность и ее применение в Кемерове.

Участники искали смыслы города в характере, ландшафте и опыте - все данные впоследствии были описаны в Модели идентичности Кемерова.

Все эти смыслы нужно учитывать при создании новых объектов в городе. На проектном семинаре жителям предложили придумать новую концепцию конкретных городских территорий - которые потеряли свою актуальность и функциональность для жителей.

Конечно, за два дня придумать что-то действительно крутое людям, которые этим никогда не занимались, нереально. Но такую цель мы и не ставили. Мы показали им процесс создания технических заданий, увидели, кому это действительно интересно и собрали команду - сообщество горожан, которое после подробно обучали методике.

ПОДРОБНЕЕ →
Начали щупать
детальнее
После семинара в команду по созданию идентичных кемеровских объектов вошли 20 человек.

Нужно было научить их писать технические задания для конкретных мест, выбрали три локации. Сделать идентичными кемеровчане планировали две лестницы и зону на входе в кемеровский бор (довольно популярное место).

Чтобы понять, как сделать здесь что-то крутое, участники рабочей группы выезжали на объекты, фиксировали все детали: запахи, звуки, ощущения, аномалии, границы, геометрии, делали сотни фотографий, аудиозаписи… и это ещё не всё! Горожане рисовали карты потоков, описывали социальные сценарии, искали все исторические сведения об этих местах, чтобы понять, как было и почему сейчас эти локации не пользуются популярностью у жителей, не выполняют своих функций.

Следующим этапом стала постановка гипотез, написание поведенческих сценариев для разных потребностей гостей бора. А ещё — создание календаря событий — кемеровчане продумывали мероприятия, которые могли бы раскрыть потенциал именно этих мест. Главная цель — понять, чем эти объекты могут стать для горожан, если учесть все факторы из исследований и примерить на них Модель идентичности Кемерова.

Результат уже был через полтора месяца, команда создала технические задания, погрузившись в методику. Реализовать эти техзадания - реновировать выбранные объекты было финансово сложно. Первое касание с разработкой идентичных пространств стало скорее обучающим, пробным. Сейчас команда взяла в работу перспективный новый объект, где изменения возможны.
Конкурс
журналистов
Местных журналистов, блогеров, независимых авторов мы тоже без внимания не оставили - организовали конкурс журналистов на лучшее освещение нашего проекта.

На кон был поставлен денежный приз. За первые три места конкурсантам обещали 30 000, 20 000 и 10 000 рублей. По условиям конкурса журналистам нужно было полностью погрузиться в вопросы идентичности - поучаствовать в проектном семинаре - узнать теоретическую основу и практические возможности реализации Модели идентичности Кемерова и отрефлексировать все это в своей работе - аналитических статьях, подкастах, новостных сюжетах, коротких репортажах и постах в соцсетях.

Всего про нас написали 10 журналистов.

КОНКУРС ЖУРНАЛИСТОВ →
Идентичный
мерч
Мы решили создавать идентичный мерч. Начали с открыток. Мы взяли ответы горожан из анкеты (про которую писали в самом начале) и сделали из них цитатник.

Дизайнерам, художникам, фотографам предложили придумать оригинальные образы для этих цитат. Больше ста открыток участники прислали в течение месяца. Сейчас все те, что прошли модерацию, мы продаем в интернет-магазине. С каждой продажи автору идут лицензионное отчисления.

Мы отобрали самые популярные открытки, чтобы продавать в аэропорту и гостиницах, кофейнях, арт-пространствах города. Надеемся, они разлетятся по всему миру.

КАТАЛОГ →
Мастер-классы
Важно было не просто выпустить идентичный мерч, но и научить местных художников, мастеров создавать его самостоятельно. Поэтому мы организовали творческую лабораторию в местном арт-пространстве. Здесь еженедельно проводились занятия для горожан - первым этапом организаторы погружали участников в кемеровскую идентичность - рассказывали обо всех особенностях, отличающих наш город от остальных, о том, что кемеровчанам близко. На втором этапе с людьми работала художник, арт-терапевт. Она, обучала различным техникам от леттеринга до линогравюр.

ПОДРОБНЕЕ →
Поэтический
интенсив
В начале октября мы встретились со студентами вузов, сузов, чтобы рассказать им про инсайты из нашего исследования. После погружение в городские смыслы, попробовали вместе погенерить стихотворения. Ребята написали десятки текстов — рассказали про сурового жителя, склонного к медитативной созерцательности, про волнистый, многоуровневый ландшафт, космизм, коллективизм и многое другое. Вот, например, стихотворение, которое после поэтического интенсива написала нам студентка:

Останови свой ход, на секунду замри,
Оглянись вокруг, здесь не растут цветы,
Здесь суровый край, что зимой объят
Не в домах лампадки, а сердца горят.

Возьми человека за руку, он сожмёт в ответ.
Мы, бывает, не скажем друг другу «пока», «привет».
Молчаливо кивнём, но встанем в один рядок,
Такова наша сущность и дух, дружок.

Не сверни с пути, смело беги вперёд,
За плечами история, впереди полёт.
Оглянись вокруг, здесь растут цветы!
Что такое Кемерово? Это я и ты.

СТИХИ →
Идентичный
маршрут
В кемеровских автобусах зазвучали истории жителей. В конце октября в областной столице запустили автобусный маршрут с бесплатными подкастами о городе. Экскурсионная новинка появилась в автобусе №51, который курсирует от площади Волкова в 21-й микрорайон и обратно.

Работники Государственной научной библиотеки Кузбасса имени В.Д.Федорова и Музея-заповедника Красная горка на каждую из остановок собрали досье с интересными фактами: как и почему получили свои названия те или иные станции.

Основу для подкастов составили реальные истории жителей из студенческой жизни, истории любви, дорожные приключения, местные легенды, байки, фольклор и многое другое. Все остановки на трассе маршрута — «свидетели» воспоминаний кемеровчан.

В салоне каждого из 11 брендированных автобусов, а также на остановках маршрута размещены QR-коды. С помощью смартфона пассажиры могут услышать экскурсионные рассказы. Прослушивание можно начать с любой точки маршрута и продолжить в любой точке города.

Автобусные подкасты — личные, исторические, культурные написали сами жители. Все конкурсные работы прочитали историки и краеведы города, а также профессиональные журналисты, которые вошли в состав жюри.

«Культурно-исторические маршруты общественного транспорта Кузбасса» запущены в рамках проектов «Идентичный Кемерово» и «За Новокузнецк» при поддержке Фонда развития городов, ВЭБ.РФ, компании Goodline, фонда «Рыба шагала» и Администрации города Кемерово и Администрации города Новокузнецка.

ПОДРОБНЕЕ →
Немного
про планы
Мы задумали еще много всего: идентичные граффити-батлы, идентичные пространства, идентичные шоперы и многое другое. Оставайтесь с нами!

ЛЕНТА СОБЫТИЙ →
Наши
достижения
  • БРЕНД ГОРОДА
    Первое место в номинации «Бренд города» федерального конкурса «Герои городов» 2023г.
  • НАЦИОНАЛЬНАЯ ПРЕМИЯ В ОБЛАСТИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
    ЛУЧШИЙ ПРОЕКТ НОМИНАЦИИ «ПРОДВИЖЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОГРАММ» 2023г.