Ландшафт
города
Ландшафт - это природные и созданные человеком элементы, явления, характеристики, акценты, пространства. Это то, что формирует уникальное переживание места, паттерны кемеровского стиля.

Сами жители уверены - ландшафт в Кемерове особенный. Он пазловитый/вернакулярный, волнистый/ многоуровневый, панорамный, центричный.


ПАЗЛОВИТЫЙ/ВЕРНАКУЛЯРНЫЙ

Метафора пазла возникла благодаря уникальности (порой очень разных) районов города, компактно расположенных рядом друг с другом. Центральный, ансамблевый район, например, соседствует с Заводским.

При этом, административные границы этих районов не совпадают с границами, которые определяют жители этих районов. Так вырисовываются вернакуляры - народные топонимы.

«Живу на Швейке»
«Живу на Весеньке»
«Живу на Фабричке»


ВОЛНИСТЫЙ/МНОГОУРОВНЕВЫЙ

Волнистый рельеф города (заложенный рекой) часто встречается в архитектурных решениях: характерный изгиб реки мы видим, как в элементах и формах зданий, так и их в расположении. Жители Кемерова отмечают, что такие дома есть во всех районах.

«Но есть одна характерная черта: изгиб береговой линии правого берега, где бор. По этой линии можно узнать Кемерово в любой схеме. Все здания, построенные в этой волне - наши. Такого больше нигде нет. Наподобие Променада под горой. Цирк вписывается, и мойка с ночным клубом Коллизей, даже надувной корт. Города - это квадраты и прямоугольники зданий, горы - треугольники. И только у нас волнистый рельеф….»


ПАНОРАМНЫЙ

Во время исследования кемеровчане очень часто писали про свои любимые места в городе с панорамными видами.


«Моя любимая панорама с видом на лес на Лесной поляне. Кузгту, где я училась. Берег Томи возле лазурного берега. Вид на город из серебряного бора…»

«Панорама с Красной горки, Центр»

«Вершина горы у шашлычек на правом берегу реки Томь, там хорошая панорама на город, было бы уместно сделать там смотровую площадку»

«Крест, побережья Томи, панорама с горы Люскус, панорама долины реки с Елыкаевской возвышенности, шашлычки в д. Красно и Сухово, б-р Строителей, фонтан у Драмтеатра и набережная»


ЦЕНТРИЧНЫЙ

Каждый район Кемерова (как мы писали выше) особенный, со своим колоритом, ритмом жизни, своими мифами и легендами и он ценен для жителей этой территории. И тем не менее, главным символическим местом города остается центр. Он ансамблевый, он эталонный. Это главное место важных городских встреч, праздников, а также митингов.

«И вот в маленьких городах действительно есть душа, про которую говорили ребята, есть люди, которые улыбаются, которые действительно готовы разговаривать с приезжими. И вот Кемерово находится где-то между этими понятиями, потому что в центре у нас, действительно бурная жизнь. А есть другие районы городе, где есть люди с душой»

«Ну, мне тоже очень нравится наш центр. Он многим нравится. Я вот слушала сейчас собравшихся и наконец сформулировала мысль, может быть, я, конечно, ошибаюсь: «Почему он всем так нравится?». Кто-то об этом говорит, кто-то нет или не осознаёт. Потому что он местами вот с этой концентрацией, потому что он похож на Питер и на Москву»


ЦВЕТА

Главные цвета города: оранжевый, серый, а также цвет горохового супа и зардевшейся невесты. Последние два (таких метафоричных) названия предложили сами жители, описывая колеровку кемеровских домов.
БАЗОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ГОРОДА

Бор Завод Река/мосты
Фасады/арки/парки/бульвары/центр

Базовые элементы города отражают две системы: природа — город. И пока эти две системы не найдут баланс, город не сможет развиваться гармонично.

Как только город начинает уничтожать свою основу, посягать на каноны (бор/река/видовые точки), сообщество начинается сопротивляться. И наоборот, если в природный ландшафт гармонично вписывается новая система (новое кадетское училище, например), то сообщество сразу же принимает и тянется к этим новым формам усложнения ландшафта.

Что формирует в кемеровчанах уникальное переживание места?
Одновременное наличие нескольких масштабов

  • «Морковка во дворе и трубы на горизонте»
  • «Кусочек Тайги в 5 минутах от дом
  • «Возможность спуститься с Набережной на полянку, где никого нет»

Отсюда тяготение к сложному ландшафту, нескольким уровням, неплоскости, панорамности и т.д.